Психолого-педагогическая помощь детям
с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта
Острая необходимость углубленной разработки системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития определяется большим количеством детей, имеющих такие нарушения. Полагают, что дети со сложными нарушениями развития – это редкая статистически малоизученная категория аномальных детей. Между тем, согласно данным исследования эти дети составляют до 40% контингента специальных образовательных учреждений.
Проблема помощи детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии остается одной из наиболее актуальных и сложных в отечественной и зарубежной коррекционной педагогики. Это работы зарубежных исследователей Г.Зондерзорге, Х.Барта, Ф.Хилла, а также отеческтвенных ученых М.Г.Блюмина,И.Ю. Левченко, В.И.Лубовского и других.
Одним из стратегических направлений современной специальной педагогики является создание системы коррекционной помощи детям, имеющих комплексные нарушения. В соответствии с государственными образовательными стандартами общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999) обучение детей с комплексными (сложными ) нарушениями развития осуществляется дифференцировано. Так обстоит дело с общим образованием. Но откуда приходят эти дети в специализированную школу? В большинстве эти дети приходят из дома, минуя ступень дошкольного образования. На наш взгляд одной из наиболее эффективных форм организации психолого-педагогической помощи является создание консультативных пунктов для детей со сложными нарушениями в развитии на базе специализированных ДОУ. В начале работы консультативного пункта – основной контингент воспитанников были дети, которые имели только диагнозы косоглазие и амблиопия, которые в дальнейшем становились воспитанниками нашего ДОУ. На сегодняшний день сложилась следующая ситуация: Половина посещающих консультативный пункт – это дети со множественными нарушениями, которые в дальнейшем к нам в детский сад не попадут. Психолого-педагогическая помощь возникает из реальных проблем ребенка. В результате диагностики также выявляются сильные стороны ребенка, при дальнейшем развитии которых идет и развитие самого ребенка. Поскольку развитие детей с комплексными нарушениями имеет разноуровневый характер, проявляющийся в субъективной активности в различных аспектах деятельности. Логика раскрытия всего механизма содействия в продвижении ребенка предполагает то, что в основе формирующей системы лежит развитие субъективности детей, исходящие из их потребностей. В планировании работы с каждым ребенком рассматриваются сенсорные функции ребенка как тотальная картина, а не коллекция отдельных умений и навыков. Сенсорная чувствительность в ряде случаев является основой для формирования и развития коммуникативной деятельности. Острая необходимость углубленной разработки психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта, на наш взгляд, определяется рядом факторов:
- Типовыми положениями не предусмотрены типы и виды учреждений для таких детей.
- Возрастающим количеством детей со сложным нарушением развития;
- В оказании своевременной помощи детям с комплексными нарушениями наблюдается некоторая разрозненность в оказании помощи со стороны педагога, дефектолога и психолога;
- Недостаточность разработанных практических методик в работе с детьми со сложным дефектом.
Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта строится в рамках взаимодействия методиста по коррекционной работе, педагога-психолога, учителя-дефектолога и родителя ребенка.
Итогом работы является принятие коллегиальных решений в отношении каждого ребенка на основе результатов комплексной диагностики и определяются положения построения коррекционной психолого-педагогической работы (то есть написание индивидуальной коррекционно-педагогической программы). В структуре коррекционно-развивающей работы можно выделить следующие этапы.
- Диагностический – сбор анамнетических данных на основе анализа документации детей, психолого-педагогическая диагностика, беседа с родителями, анкетирование.
- Коррекционно-развивающий этап предполагает организацию индивидуальных занятий с учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Для родителей предусмотрены консультации специалистов. В ходе работы сочетаются различные методы и приемы, как традиционные, так и современные: рисование, лепка, игры с песком, камушками, фасолью, горохом, водой, дидактические игры по развитию сенсомоторной сферы, пальчиковые игры.
- Итоговый (контрольный) этап предполагает определение динамики развития ребенка по критериям наблюдения. Количественные и качественные показатели отражаются в личной папке ребенка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребенка.
Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта ведется в следующих направлениях
- обучение и поддержка родителей имеющих ребенка с комплексными нарушениями развития
- систематические занятия, с учетом рекомендаций всех специалистов
- еженедельные консилиумы
Задачи на среднесрочную перспективу:
- Разработка программы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в условиях консультативного пункта.
- Повышение квалификации педагогов для введения инновационных образовательных программ и технологий сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с комплексными нарушениями.
- Внедрение системы сопровождения взаимодействия с родителями.
- Размещение информации на сайте ДОУ.
В настоящее время система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями находится в стадии развития, несмотря на это, может реализовываться в различных специальных коррекционных учреждениях, опираясь на различные программы, методические и нормативные материалы.
Успех работы с такими детьми зависит от компетентности и высокого профессионализма специалистов. Универсальность знаний и возможностей предопределяется умением ориентироваться в различных отраслях специальной педагогики, глубоким пониманием специальной психологии и определенными сведениями и некоторой подготовленностью по ряду медицинских дисциплин. Обретение этих качеств становиться залогом возможности и успешности при разработке вариативных моделей индивидуальных коррекционных программ для детей и реализации основных направлений психолого-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития.
Автор: Жаборовская Людмила Николаевна, зам.зав. по ВМР
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №5 «Филиппок»