• титульный

Об инклюзии и не только

Психолого-педагогическая помощь детям
с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта

Острая необходимость углубленной разработки системы психолого-педагогической помощи  детям с комплексными нарушениями развития определяется большим количеством детей, имеющих такие нарушения. Полагают, что дети со сложными нарушениями развития – это редкая статистически малоизученная категория аномальных детей. Между тем, согласно данным исследования эти дети составляют до  40% контингента специальных образовательных учреждений.

Проблема помощи детям дошкольного возраста  с комплексными нарушениями в развитии  остается одной из наиболее актуальных и сложных в отечественной и зарубежной   коррекционной педагогики. Это работы зарубежных исследователей Г.Зондерзорге, Х.Барта, Ф.Хилла, а также отеческтвенных ученых М.Г.Блюмина,И.Ю. Левченко, В.И.Лубовского и других.

Одним из стратегических направлений современной специальной педагогики является создание системы коррекционной помощи детям, имеющих комплексные нарушения.  В соответствии  с государственными образовательными стандартами общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999) обучение детей с комплексными (сложными ) нарушениями развития осуществляется дифференцировано. Так обстоит дело с общим образованием. Но откуда приходят эти дети в специализированную школу? В большинстве эти дети приходят из дома, минуя ступень дошкольного образования.  На наш взгляд  одной из наиболее эффективных форм организации психолого-педагогической помощи является создание консультативных пунктов для детей со сложными нарушениями в развитии  на базе специализированных  ДОУ. В начале работы консультативного пункта – основной контингент воспитанников  были дети, которые имели только диагнозы косоглазие и амблиопия, которые в дальнейшем становились воспитанниками нашего ДОУ. На сегодняшний день сложилась следующая  ситуация: Половина посещающих консультативный пункт – это дети со множественными нарушениями, которые в дальнейшем к нам в детский сад не попадут. Психолого-педагогическая помощь возникает  из реальных проблем ребенка.  В результате диагностики также  выявляются сильные стороны ребенка, при дальнейшем развитии которых  идет и развитие самого ребенка.  Поскольку развитие детей с комплексными нарушениями имеет разноуровневый характер, проявляющийся в субъективной активности в различных аспектах деятельности. Логика раскрытия всего механизма содействия в продвижении  ребенка предполагает то, что в основе формирующей системы лежит развитие субъективности детей, исходящие из их потребностей. В  планировании работы с каждым ребенком рассматриваются сенсорные функции ребенка как тотальная картина, а не коллекция отдельных умений и навыков. Сенсорная чувствительность в ряде случаев является основой для формирования и развития коммуникативной деятельности. Острая необходимость углубленной разработки психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта, на наш взгляд, определяется рядом факторов:

  1. Типовыми положениями не предусмотрены типы и виды учреждений для таких детей.
  2. Возрастающим количеством детей со сложным нарушением развития;
  3. В оказании своевременной помощи детям с комплексными нарушениями  наблюдается некоторая разрозненность  в оказании помощи со стороны педагога, дефектолога и психолога;
  4. Недостаточность  разработанных практических методик в работе с детьми со сложным дефектом.

Система психолого-педагогической  помощи  детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта строится в рамках взаимодействия методиста по коррекционной работе, педагога-психолога, учителя-дефектолога и родителя ребенка.

Итогом работы является принятие коллегиальных решений в отношении каждого ребенка на основе результатов комплексной диагностики и  определяются положения построения коррекционной психолого-педагогической работы (то есть написание индивидуальной коррекционно-педагогической программы). В структуре коррекционно-развивающей работы можно выделить следующие этапы.

  1. Диагностический – сбор анамнетических данных на основе анализа документации детей, психолого-педагогическая диагностика, беседа с родителями, анкетирование.
  2. Коррекционно-развивающий этап  предполагает организацию индивидуальных занятий с учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Для родителей предусмотрены консультации специалистов. В ходе работы  сочетаются  различные методы и приемы, как традиционные, так и современные: рисование, лепка, игры с песком, камушками, фасолью, горохом, водой, дидактические игры по развитию сенсомоторной сферы, пальчиковые игры.
  3. Итоговый (контрольный) этап предполагает определение динамики развития ребенка по критериям наблюдения. Количественные и качественные показатели отражаются в личной папке ребенка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребенка.

Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта ведется в следующих направлениях

  • обучение и поддержка родителей имеющих ребенка с комплексными нарушениями развития
  • систематические  занятия, с учетом рекомендаций всех специалистов
  • еженедельные консилиумы

Задачи на среднесрочную перспективу:

  • Разработка программы психолого-педагогической помощи детям с комплексными  нарушениями в условиях консультативного пункта.
  • Повышение квалификации педагогов для введения инновационных образовательных программ и технологий сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с комплексными нарушениями.
  • Внедрение системы сопровождения взаимодействия с родителями.
  • Размещение информации на сайте ДОУ.

В настоящее время система психолого-педагогической  помощи детям с комплексными нарушениями находится в стадии развития, несмотря на это, может реализовываться в различных специальных коррекционных учреждениях,  опираясь на различные программы, методические и нормативные материалы.

Успех работы с такими детьми зависит от компетентности и высокого профессионализма специалистов. Универсальность знаний и возможностей предопределяется умением ориентироваться в различных отраслях специальной педагогики, глубоким пониманием специальной психологии и определенными сведениями и некоторой подготовленностью по ряду медицинских дисциплин. Обретение этих качеств становиться залогом возможности и успешности при разработке вариативных моделей индивидуальных коррекционных программ для детей и реализации основных направлений психолого-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития.

Автор: Жаборовская Людмила Николаевна, зам.зав. по ВМР
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида  №5 «Филиппок»

Календарь

<< < Февраль 2004 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29