Особые дети - счастливые дети
Компьютер в детском саду
All articles
05 Апрель 2013
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
- Article Details
- Published on 05.04.2013 03:02
- Written by
- Category Особые дети - счастливые дети
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
Стратегическая цель - ранняя коррекция и компенсация вторичных отклонений в развитии детей с НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ , осуществление лечебно-восстановительной работы, обеспечение комплексной офтальмо-педагогической помощи для успешной социальной реабилитации и адаптации детей.
Основное направление работы - оказание медико-психолого-педагогической коррекционной помощи детям с нарушением зрения.
Миссия - реабилитация и социальная адаптация детей с нарушением зрения и подготовка их к школе.
Направления воспитания и обучения
- Коррекционно-развивающее. Цель: формировать умения и навыки зрительного восприятия предметов, объектов и явлений окружающего мира, развивать компенсаторные умения и навыки в процессе зрительного восприятия. Оказывать комплексную офтальмо - педагогическую помощь.
- Физкультурно-оздоровительное. Цель: использовать комплекс всех средств физического воспитания для коррекции двигательной сферы детей, преодоления имеющихся недостатков, активизации зрительных функций.
Основные положения коррекционной работы:
- структурное построение коррекционной работы по отношению к общепедагогическому процессу и ее самостоятельное проявление;
- специфика содержания, методов и средств коррекционного воздействия применительно к общепедагогическому и специальному;
- специальные принципы и подходы к организации коррекционной работы с позиции общепедагогических принципов и принципов дефектологии на основе имеющихся особенностей психофизического развития детей с нарушением зрения;
- систематизация взаимосвязи между специальными коррекционными занятиями и различными видами деятельности в их содержательной стороне, способах и средствах реализации;
- методическое воплощение взаимосвязи коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
- Раннее начало коррекционно-педагогического воздействия;
- Единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений в развитии ребенка;
- Коррекционная направленность обучения и воспитания детей;
- Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.
В коррекционной работе мы используем три типа взаимодействия:
- Взаимодействие между особенностями психофизического развития, содержанием специальных коррекционных занятий и конкретными видами деятельности;
- Взаимодействие между видами коррекционной помощи - медицинской, психологической и педагогической;
- Взаимодействие между видами коррекционных занятий, их содержанием и методикой, этапами и средствами коррекции.
Каждый этап коррекционной работы соотносится с результатами предыдущего, и на этой основе строится содержание последующего.
24 Март 2013
ИКТ в работе с особыми детьми
- Article Details
- Published on 24.03.2013 15:39
- Written by
- Category Особые дети - счастливые дети
Использование экранно-звуковых средств и специализированных компьютерных программ в коррекционно-образовательном процессе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения
Ребенок с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) требует особого внимания и особых условий для развития. Особенности детей с НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ в том, что эти дети по сравнению с их зрячими сверстниками испытывают значительные трудности в познании окружающего мира, общественно значимых ценностей, их присвоения и превращения в личные ориентиры поведения. Коррекционная работа с детьми с НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ тесно связана с формированием компенсаторных навыков не владея которыми они не смогут полноценно адаптироваться в обществе зрячих.
Применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к детям с разной зрительной патологией.
Нами была разработана модель использования информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОУ для детей с нарушением зрения. Она включает в себя 3 направления:
- Экранно-звуковые средства на занятиях для детей с нарушением зрения. Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереально представить при словесном изложении с использованием других средств обучения. Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных выразительных возможностях фильма, позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чувства воспитанника, вовлекающих его в действие, происходящее на экране.
- Презентации в программе PowerPoint в разных видах деятельности. Хорошо сделанная электронная презентация похожа на красивую хорошую книжку с картинками с приятным звуковым сопровождением. Картинки позволяют познать окружающий мир, музыка развивает слух, а речевое сопровождение в обучающих слайдах позволяет пополнить словарный запас ребенка.
- Специализированные компьютерные программы на занятиях. Использование специализированных компьютерных программ позволяет обеспечить педагога необходимыми средствами оперативной и при этом индивидуализированной помощи ребенку с нарушением зрения в случае его затруднения в зрительном восприятии и последовательно решать собственно коррекционные задачи на разных этапах обучения, развития перцептивных способностей детей.
Работа строится в тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ. Именно преемственность в работе всех специалистов и родителей является неотъемлемым условием успешной коррекционно-восстановительной, психолого-педагогической деятельности с детьми с нарушением зрения при использовании информационных технологий.
Специфика применения информационных технологий при обучении детей с нарушением зрения определяется особенно жесткой системой санитарно-гигиенических и психофизиологических требований.
Сегодня, к сожалению, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны, родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своего ребенка к обучению в школе, а с другой - у них отсутствует понимание, что недоигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе. Наблюдения показывают, что многие родители не умеют играть со своим ребенком, а чтобы организовать игру для ребенка с нарушением зрения нужно подойти серьезно к выбору самой игры, а также создать специальные условия для ее реализации. Для того чтобы решить эту проблему мы стали использовать в работе с родителями интерактивную игротеку. В игротеке просматривается работа всех специалистов. Активное участие принимают родители вместе со своими детьми. Анкетирование родителей показывает, что эта форма работы очень эффективна и дает результаты.
Использование информационных технологий значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка с НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты активизируют познавательную деятельность воспитанников и усиливают усвоение материала.
При условии систематического использования экранно-звуковых средств, презентаций, специализированных компьютерных программ в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с различной зрительной патологией. При этом происходит качественное усиление результата коррекционно-образовательного процесса вследствие единовременного воздействия нескольких технологий. Применение информационных технологий позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. ИТ позволяют ставить перед ребенком с нарушением зрения и помогают ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность - игру.
Автор: Жаборовская Людмила Николаевна, зам.зав. по ВМР
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №5 «Филиппок»
19 Март 2013
Об инклюзии и не только
- Article Details
- Published on 19.03.2013 18:49
- Written by
- Category Особые дети - счастливые дети
Психолого-педагогическая помощь детям
с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта
Острая необходимость углубленной разработки системы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития определяется большим количеством детей, имеющих такие нарушения. Полагают, что дети со сложными нарушениями развития – это редкая статистически малоизученная категория аномальных детей. Между тем, согласно данным исследования эти дети составляют до 40% контингента специальных образовательных учреждений.
Проблема помощи детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии остается одной из наиболее актуальных и сложных в отечественной и зарубежной коррекционной педагогики. Это работы зарубежных исследователей Г.Зондерзорге, Х.Барта, Ф.Хилла, а также отеческтвенных ученых М.Г.Блюмина,И.Ю. Левченко, В.И.Лубовского и других.
Одним из стратегических направлений современной специальной педагогики является создание системы коррекционной помощи детям, имеющих комплексные нарушения. В соответствии с государственными образовательными стандартами общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999) обучение детей с комплексными (сложными ) нарушениями развития осуществляется дифференцировано. Так обстоит дело с общим образованием. Но откуда приходят эти дети в специализированную школу? В большинстве эти дети приходят из дома, минуя ступень дошкольного образования. На наш взгляд одной из наиболее эффективных форм организации психолого-педагогической помощи является создание консультативных пунктов для детей со сложными нарушениями в развитии на базе специализированных ДОУ. В начале работы консультативного пункта – основной контингент воспитанников были дети, которые имели только диагнозы косоглазие и амблиопия, которые в дальнейшем становились воспитанниками нашего ДОУ. На сегодняшний день сложилась следующая ситуация: Половина посещающих консультативный пункт – это дети со множественными нарушениями, которые в дальнейшем к нам в детский сад не попадут. Психолого-педагогическая помощь возникает из реальных проблем ребенка. В результате диагностики также выявляются сильные стороны ребенка, при дальнейшем развитии которых идет и развитие самого ребенка. Поскольку развитие детей с комплексными нарушениями имеет разноуровневый характер, проявляющийся в субъективной активности в различных аспектах деятельности. Логика раскрытия всего механизма содействия в продвижении ребенка предполагает то, что в основе формирующей системы лежит развитие субъективности детей, исходящие из их потребностей. В планировании работы с каждым ребенком рассматриваются сенсорные функции ребенка как тотальная картина, а не коллекция отдельных умений и навыков. Сенсорная чувствительность в ряде случаев является основой для формирования и развития коммуникативной деятельности. Острая необходимость углубленной разработки психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта, на наш взгляд, определяется рядом факторов:
- Типовыми положениями не предусмотрены типы и виды учреждений для таких детей.
- Возрастающим количеством детей со сложным нарушением развития;
- В оказании своевременной помощи детям с комплексными нарушениями наблюдается некоторая разрозненность в оказании помощи со стороны педагога, дефектолога и психолога;
- Недостаточность разработанных практических методик в работе с детьми со сложным дефектом.
Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта строится в рамках взаимодействия методиста по коррекционной работе, педагога-психолога, учителя-дефектолога и родителя ребенка.
Итогом работы является принятие коллегиальных решений в отношении каждого ребенка на основе результатов комплексной диагностики и определяются положения построения коррекционной психолого-педагогической работы (то есть написание индивидуальной коррекционно-педагогической программы). В структуре коррекционно-развивающей работы можно выделить следующие этапы.
- Диагностический – сбор анамнетических данных на основе анализа документации детей, психолого-педагогическая диагностика, беседа с родителями, анкетирование.
- Коррекционно-развивающий этап предполагает организацию индивидуальных занятий с учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Для родителей предусмотрены консультации специалистов. В ходе работы сочетаются различные методы и приемы, как традиционные, так и современные: рисование, лепка, игры с песком, камушками, фасолью, горохом, водой, дидактические игры по развитию сенсомоторной сферы, пальчиковые игры.
- Итоговый (контрольный) этап предполагает определение динамики развития ребенка по критериям наблюдения. Количественные и качественные показатели отражаются в личной папке ребенка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребенка.
Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта ведется в следующих направлениях
- обучение и поддержка родителей имеющих ребенка с комплексными нарушениями развития
- систематические занятия, с учетом рекомендаций всех специалистов
- еженедельные консилиумы
Задачи на среднесрочную перспективу:
- Разработка программы психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в условиях консультативного пункта.
- Повышение квалификации педагогов для введения инновационных образовательных программ и технологий сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с комплексными нарушениями.
- Внедрение системы сопровождения взаимодействия с родителями.
- Размещение информации на сайте ДОУ.
В настоящее время система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями находится в стадии развития, несмотря на это, может реализовываться в различных специальных коррекционных учреждениях, опираясь на различные программы, методические и нормативные материалы.
Успех работы с такими детьми зависит от компетентности и высокого профессионализма специалистов. Универсальность знаний и возможностей предопределяется умением ориентироваться в различных отраслях специальной педагогики, глубоким пониманием специальной психологии и определенными сведениями и некоторой подготовленностью по ряду медицинских дисциплин. Обретение этих качеств становиться залогом возможности и успешности при разработке вариативных моделей индивидуальных коррекционных программ для детей и реализации основных направлений психолого-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития.
Автор: Жаборовская Людмила Николаевна, зам.зав. по ВМР
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №5 «Филиппок»
01 Февраль 2013
Не забываем о здоровье ребенка
- Article Details
- Published on 01.02.2013 16:44
- Written by
- Category Электронные образовательные ресурсы для детей с ОВЗ
Не забываем о здоровье ребенка
Согласно действующим санитарно – эпидемиологическими нормами занятия на компьютере с дошкольниками не должна быть более указанной ниже:
- для детей 6 лет I-II групп здоровья – 15минут в день;
- для детей 6 лет III группы здоровья – 10 минут в день;
- для детей 5 лет I-II групп здоровья – 10 минут в день;
- для детей 5 лет III группы здоровья – 7 минут в день;
- для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 10 минут в день;
- для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 7 минут в день.
Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:
первая половина дня – оптимальна;
вторая половина дня – допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.
Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.
Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.
В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить специальные упражнения для глаз.
Зрительная гимнастика во время работы на компьютере
Упражнение 1 – со зрительными метками. В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Сюжеты логопед может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены – цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.
Упражнение 2 – со зрительными метками и поворотами головы. Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы. Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки дети должны отыскивать по всему кабинету.
Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера
Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.
Упражнение 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
Ох уж эти презентации...
Создание презентации для дошкольников с нарушениями зрения имеет ряд особенностей.
Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, педагог удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать некачественные ("размытые") фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление.
Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий.
10 Январь 2013
Мои публикации
- Article Details
- Published on 10.01.2013 22:24
- Written by
- Category Обо мне
Мои публикации
![]() |
Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта. 2010 год (.PDF) |
|
![]() |
Информационно-коммуникационные технологии как инструмент нового формата взаимодействия дошкольной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ (.PDF) |
|
![]() |
Использование экранно-звуковых средств и специализированных компьютерных программ в коррекционно-образовательном процессе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения (.PDF) |
|
![]() |
Реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ с целью оптимизации содержательного и процессуального компонентов образования (.PDF) | |
![]() |
Знакомим дошкольников с нарушением зрения с птицами. Учебно-методическое пособие (.PDF) | |
![]() |
Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта, 2012 год (.PDF) | |
![]() |
Технология «Развитие перцептивной любознательности дошкольников». Серия «Любознайки» («Очарование миром вещей») (.PDF) | |
![]() |
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в управлении дошкольной организации (.PDF) | |
![]() |
Перспективы деятельности экспериментальных площадок Самарской области «Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства, включающего семью и детский сад. (.PDF) | |
![]() |
«Детский календарь» в Самарской области (.PDF) | |