• титульный
Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 44

All articles

05 Апрель 2013

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

Стратегическая  цель  - ранняя коррекция и компенсация вторичных отклонений в развитии детей с НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ , осуществление лечебно-восстановительной работы, обеспечение комплексной офтальмо-педагогической помощи для успешной социальной реабилитации и адаптации детей.

Основное направление работы -  оказание  медико-психолого-педагогической коррекционной помощи детям с нарушением  зрения.

Миссия  - реабилитация и социальная адаптация детей с нарушением зрения и подготовка их к школе.

Направления воспитания и обучения

  1. Коррекционно-развивающее.   Цель: формировать умения и навыки зрительного восприятия предметов, объектов и явлений  окружающего мира, развивать  компенсаторные умения и навыки в процессе зрительного восприятия.  Оказывать комплексную  офтальмо - педагогическую помощь.
  2. Физкультурно-оздоровительное. Цель: использовать  комплекс всех средств физического  воспитания для коррекции  двигательной сферы детей, преодоления  имеющихся недостатков, активизации зрительных функций.

Основные положения коррекционной работы:

  • структурное построение коррекционной работы по отношению к общепедагогическому процессу и ее самостоятельное проявление;
  • специфика содержания, методов и средств коррекционного воздействия применительно к общепедагогическому и специальному;
  • специальные принципы и подходы к организации  коррекционной работы с позиции общепедагогических принципов и принципов  дефектологии на основе имеющихся особенностей психофизического развития детей с нарушением зрения;
  • систематизация взаимосвязи между специальными коррекционными занятиями и различными видами деятельности в их содержательной стороне, способах и средствах реализации;
  • методическое воплощение взаимосвязи коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

  • Раннее начало коррекционно-педагогического воздействия;
  • Единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений  в развитии ребенка;
  • Коррекционная направленность обучения и воспитания детей;
  • Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

В коррекционной работе мы используем три типа взаимодействия:
 

  • Взаимодействие между особенностями психофизического развития, содержанием специальных коррекционных занятий и конкретными видами деятельности;
  • Взаимодействие между видами коррекционной помощи - медицинской, психологической и педагогической;
  • Взаимодействие между видами коррекционных занятий, их содержанием и методикой, этапами и средствами коррекции.

   Каждый этап коррекционной работы соотносится с результатами предыдущего,  и на этой основе строится содержание последующего.

Read more

24 Март 2013

ИКТ в работе с особыми детьми

 

Использование экранно-звуковых средств и специализированных компьютерных программ в коррекционно-образовательном процессе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения

Ребенок с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) требует особого внимания и особых условий для развития. Особенности детей с НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ в том, что эти дети по сравнению с их зрячими сверстниками испытывают значительные трудности в познании окружающего мира, общественно значимых ценностей, их присвоения и превращения в личные ориентиры поведения. Коррекционная работа с детьми с НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ тесно связана с формированием компенсаторных навыков не владея которыми они не смогут полноценно адаптироваться в обществе зрячих.

Применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к детям с разной зрительной патологией.

Нами была разработана модель использования информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОУ для детей с нарушением зрения. Она включает в себя 3 направления:

  1. Экранно-звуковые средства на занятиях для детей с нарушением зрения. Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереально представить при словесном изложении с использованием других средств обучения. Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных выразительных возможностях фильма, позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чувства воспитанника, вовлекающих его в действие, происходящее на экране.
  2. Презентации  в программе PowerPoint в разных видах деятельности. Хорошо сделанная электронная презентация похожа на красивую хорошую книжку с картинками с  приятным звуковым сопровождением. Картинки позволяют познать окружающий мир, музыка развивает слух, а речевое сопровождение в обучающих слайдах позволяет пополнить словарный запас ребенка.
  3. Специализированные компьютерные программы на занятиях. Использование специализированных компьютерных программ позволяет обеспечить педагога необходимыми средствами оперативной и при этом индивидуализированной помощи ребенку с нарушением зрения в случае его затруднения в зрительном восприятии и последовательно решать собственно коррекционные задачи на разных этапах обучения, развития перцептивных способностей детей.

Работа строится  в тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ. Именно преемственность в работе всех специалистов и родителей является неотъемлемым условием успешной коррекционно-восстановительной, психолого-педагогической деятельности с детьми с нарушением зрения при использовании информационных технологий.

Специфика применения информационных технологий при обучении детей с нарушением зрения определяется особенно жесткой системой санитарно-гигиенических и психофизиологических требований.

Сегодня, к сожалению, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны, родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своего ребенка к обучению в школе, а с другой - у них отсутствует понимание, что недоигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе. Наблюдения показывают, что многие родители не умеют играть со своим ребенком, а чтобы организовать игру для ребенка с нарушением зрения нужно   подойти серьезно к выбору самой игры, а также создать специальные  условия для ее реализации. Для того чтобы решить эту проблему мы стали использовать  в работе с родителями интерактивную игротеку. В игротеке просматривается работа всех специалистов. Активное участие принимают родители вместе со своими детьми. Анкетирование родителей показывает, что эта форма работы очень эффективна и дает результаты.

Использование информационных технологий значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка с НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты активизируют познавательную деятельность  воспитанников и усиливают усвоение материала.

При условии систематического использования экранно-звуковых средств, презентаций, специализированных компьютерных программ в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с различной зрительной патологией. При этом происходит качественное усиление результата коррекционно-образовательного процесса вследствие единовременного воздействия нескольких технологий. Применение информационных технологий позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. ИТ позволяют ставить перед ребенком с нарушением зрения и помогают ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность - игру.

Автор: Жаборовская Людмила Николаевна, зам.зав. по ВМР
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида  №5 «Филиппок»

Read more

19 Март 2013

Об инклюзии и не только

Психолого-педагогическая помощь детям
с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта

Острая необходимость углубленной разработки системы психолого-педагогической помощи  детям с комплексными нарушениями развития определяется большим количеством детей, имеющих такие нарушения. Полагают, что дети со сложными нарушениями развития – это редкая статистически малоизученная категория аномальных детей. Между тем, согласно данным исследования эти дети составляют до  40% контингента специальных образовательных учреждений.

Проблема помощи детям дошкольного возраста  с комплексными нарушениями в развитии  остается одной из наиболее актуальных и сложных в отечественной и зарубежной   коррекционной педагогики. Это работы зарубежных исследователей Г.Зондерзорге, Х.Барта, Ф.Хилла, а также отеческтвенных ученых М.Г.Блюмина,И.Ю. Левченко, В.И.Лубовского и других.

Одним из стратегических направлений современной специальной педагогики является создание системы коррекционной помощи детям, имеющих комплексные нарушения.  В соответствии  с государственными образовательными стандартами общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999) обучение детей с комплексными (сложными ) нарушениями развития осуществляется дифференцировано. Так обстоит дело с общим образованием. Но откуда приходят эти дети в специализированную школу? В большинстве эти дети приходят из дома, минуя ступень дошкольного образования.  На наш взгляд  одной из наиболее эффективных форм организации психолого-педагогической помощи является создание консультативных пунктов для детей со сложными нарушениями в развитии  на базе специализированных  ДОУ. В начале работы консультативного пункта – основной контингент воспитанников  были дети, которые имели только диагнозы косоглазие и амблиопия, которые в дальнейшем становились воспитанниками нашего ДОУ. На сегодняшний день сложилась следующая  ситуация: Половина посещающих консультативный пункт – это дети со множественными нарушениями, которые в дальнейшем к нам в детский сад не попадут. Психолого-педагогическая помощь возникает  из реальных проблем ребенка.  В результате диагностики также  выявляются сильные стороны ребенка, при дальнейшем развитии которых  идет и развитие самого ребенка.  Поскольку развитие детей с комплексными нарушениями имеет разноуровневый характер, проявляющийся в субъективной активности в различных аспектах деятельности. Логика раскрытия всего механизма содействия в продвижении  ребенка предполагает то, что в основе формирующей системы лежит развитие субъективности детей, исходящие из их потребностей. В  планировании работы с каждым ребенком рассматриваются сенсорные функции ребенка как тотальная картина, а не коллекция отдельных умений и навыков. Сенсорная чувствительность в ряде случаев является основой для формирования и развития коммуникативной деятельности. Острая необходимость углубленной разработки психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта, на наш взгляд, определяется рядом факторов:

  1. Типовыми положениями не предусмотрены типы и виды учреждений для таких детей.
  2. Возрастающим количеством детей со сложным нарушением развития;
  3. В оказании своевременной помощи детям с комплексными нарушениями  наблюдается некоторая разрозненность  в оказании помощи со стороны педагога, дефектолога и психолога;
  4. Недостаточность  разработанных практических методик в работе с детьми со сложным дефектом.

Система психолого-педагогической  помощи  детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта строится в рамках взаимодействия методиста по коррекционной работе, педагога-психолога, учителя-дефектолога и родителя ребенка.

Итогом работы является принятие коллегиальных решений в отношении каждого ребенка на основе результатов комплексной диагностики и  определяются положения построения коррекционной психолого-педагогической работы (то есть написание индивидуальной коррекционно-педагогической программы). В структуре коррекционно-развивающей работы можно выделить следующие этапы.

  1. Диагностический – сбор анамнетических данных на основе анализа документации детей, психолого-педагогическая диагностика, беседа с родителями, анкетирование.
  2. Коррекционно-развивающий этап  предполагает организацию индивидуальных занятий с учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Для родителей предусмотрены консультации специалистов. В ходе работы  сочетаются  различные методы и приемы, как традиционные, так и современные: рисование, лепка, игры с песком, камушками, фасолью, горохом, водой, дидактические игры по развитию сенсомоторной сферы, пальчиковые игры.
  3. Итоговый (контрольный) этап предполагает определение динамики развития ребенка по критериям наблюдения. Количественные и качественные показатели отражаются в личной папке ребенка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребенка.

Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта ведется в следующих направлениях

  • обучение и поддержка родителей имеющих ребенка с комплексными нарушениями развития
  • систематические  занятия, с учетом рекомендаций всех специалистов
  • еженедельные консилиумы

Задачи на среднесрочную перспективу:

  • Разработка программы психолого-педагогической помощи детям с комплексными  нарушениями в условиях консультативного пункта.
  • Повышение квалификации педагогов для введения инновационных образовательных программ и технологий сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с комплексными нарушениями.
  • Внедрение системы сопровождения взаимодействия с родителями.
  • Размещение информации на сайте ДОУ.

В настоящее время система психолого-педагогической  помощи детям с комплексными нарушениями находится в стадии развития, несмотря на это, может реализовываться в различных специальных коррекционных учреждениях,  опираясь на различные программы, методические и нормативные материалы.

Успех работы с такими детьми зависит от компетентности и высокого профессионализма специалистов. Универсальность знаний и возможностей предопределяется умением ориентироваться в различных отраслях специальной педагогики, глубоким пониманием специальной психологии и определенными сведениями и некоторой подготовленностью по ряду медицинских дисциплин. Обретение этих качеств становиться залогом возможности и успешности при разработке вариативных моделей индивидуальных коррекционных программ для детей и реализации основных направлений психолого-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития.

Автор: Жаборовская Людмила Николаевна, зам.зав. по ВМР
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида  №5 «Филиппок»

Read more

01 Февраль 2013

Не забываем о здоровье ребенка

Не забываем о здоровье ребенка

Согласно действующим санитарно – эпидемиологическими нормами занятия на компьютере с дошкольниками не должна быть более указанной ниже:

  • для детей 6 лет I-II групп здоровья  – 15минут в день;
  • для детей 6 лет III группы здоровья – 10 минут в день;
  • для детей 5 лет I-II групп здоровья – 10 минут в день;
  • для детей 5 лет III группы здоровья – 7 минут в день;
  • для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 10 минут в день;
  • для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 7 минут в день.

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:
первая половина дня – оптимальна;
вторая половина дня – допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить специальные упражнения для глаз.

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

Упражнение 1 – со зрительными метками. В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Сюжеты логопед может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены – цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.

Упражнение 2 – со зрительными метками и поворотами головы. Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы. Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки дети должны отыскивать по всему кабинету.

Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера

Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.

Упражнение 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

 

Ох уж эти презентации...

Создание презентации для дошкольников с нарушениями зрения имеет ряд особенностей.

Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, педагог удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать некачественные ("размытые")  фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление.

Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий.

Read more

10 Январь 2013

Мои публикации

Мои публикации

 

Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта. 2010 год (.PDF)

     
   

Информационно-коммуникационные технологии как инструмент нового формата взаимодействия дошкольной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ (.PDF)

     
   

Использование экранно-звуковых средств и специализированных компьютерных программ в коррекционно-образовательном процессе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения (.PDF)

     
    Реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ с целью оптимизации содержательного и процессуального компонентов образования (.PDF)
     
  Знакомим дошкольников с нарушением зрения с птицами. Учебно-методическое пособие (.PDF)
     
  Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития в условиях консультативного пункта, 2012 год (.PDF)
     
    Технология «Развитие перцептивной любознательности дошкольников». Серия «Любознайки» («Очарование миром вещей») (.PDF)
     
  Использование современных информационно-коммуникационных технологий в управлении дошкольной организации (.PDF)
     
  Перспективы деятельности экспериментальных площадок Самарской области «Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства, включающего семью и детский сад. (.PDF)
     
  «Детский календарь» в Самарской области (.PDF)
     
     
     
     

 

Read more

Календарь

<< < Март 1960 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31