ИКТ в работе с особыми детьми

 

Использование экранно-звуковых средств и специализированных компьютерных программ в коррекционно-образовательном процессе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения

Ребенок с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) требует особого внимания и особых условий для развития. Особенности детей с НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ в том, что эти дети по сравнению с их зрячими сверстниками испытывают значительные трудности в познании окружающего мира, общественно значимых ценностей, их присвоения и превращения в личные ориентиры поведения. Коррекционная работа с детьми с НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ тесно связана с формированием компенсаторных навыков не владея которыми они не смогут полноценно адаптироваться в обществе зрячих.

Применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к детям с разной зрительной патологией.

Нами была разработана модель использования информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОУ для детей с нарушением зрения. Она включает в себя 3 направления:

  1. Экранно-звуковые средства на занятиях для детей с нарушением зрения. Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереально представить при словесном изложении с использованием других средств обучения. Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных выразительных возможностях фильма, позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чувства воспитанника, вовлекающих его в действие, происходящее на экране.
  2. Презентации  в программе PowerPoint в разных видах деятельности. Хорошо сделанная электронная презентация похожа на красивую хорошую книжку с картинками с  приятным звуковым сопровождением. Картинки позволяют познать окружающий мир, музыка развивает слух, а речевое сопровождение в обучающих слайдах позволяет пополнить словарный запас ребенка.
  3. Специализированные компьютерные программы на занятиях. Использование специализированных компьютерных программ позволяет обеспечить педагога необходимыми средствами оперативной и при этом индивидуализированной помощи ребенку с нарушением зрения в случае его затруднения в зрительном восприятии и последовательно решать собственно коррекционные задачи на разных этапах обучения, развития перцептивных способностей детей.

Работа строится  в тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ. Именно преемственность в работе всех специалистов и родителей является неотъемлемым условием успешной коррекционно-восстановительной, психолого-педагогической деятельности с детьми с нарушением зрения при использовании информационных технологий.

Специфика применения информационных технологий при обучении детей с нарушением зрения определяется особенно жесткой системой санитарно-гигиенических и психофизиологических требований.

Сегодня, к сожалению, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны, родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своего ребенка к обучению в школе, а с другой - у них отсутствует понимание, что недоигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе. Наблюдения показывают, что многие родители не умеют играть со своим ребенком, а чтобы организовать игру для ребенка с нарушением зрения нужно   подойти серьезно к выбору самой игры, а также создать специальные  условия для ее реализации. Для того чтобы решить эту проблему мы стали использовать  в работе с родителями интерактивную игротеку. В игротеке просматривается работа всех специалистов. Активное участие принимают родители вместе со своими детьми. Анкетирование родителей показывает, что эта форма работы очень эффективна и дает результаты.

Использование информационных технологий значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка с НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты активизируют познавательную деятельность  воспитанников и усиливают усвоение материала.

При условии систематического использования экранно-звуковых средств, презентаций, специализированных компьютерных программ в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с различной зрительной патологией. При этом происходит качественное усиление результата коррекционно-образовательного процесса вследствие единовременного воздействия нескольких технологий. Применение информационных технологий позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. ИТ позволяют ставить перед ребенком с нарушением зрения и помогают ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность - игру.

Автор: Жаборовская Людмила Николаевна, зам.зав. по ВМР
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида  №5 «Филиппок»